Общественный проект
Приволжского федерального округа

Гражданская война в Таджикистане

1992−1997

Кризис в Таджикистане, начавшийся осенью 1991 г., возник в силу ряда причин. Это прежде всего тяжелое экономическое положение, сложившееся к тому времени, экологическая катастрофа (как следствие монокультуры хлопка), региональное клановое мировоззрение, нашедшее свое выражение в острой клановой борьбе между промышленно-развитым Севером и отсталым Югом республики, высокая степень религиозности населения и быстрое развитие в связи с этим исламских партий и движений, претендующих на обладание политической властью, и, наконец, ожесточенная борьба между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами. Известные события в России в августе 1991 г. создали благоприятные возможности оппозиции, представленной «обделенными» клановыми группами и смыкающимися сними исламскими структурами, для достижения своих целей под флагом «борьбы за демократию».

Поводом для антиправительственных выступлений, выразившихся в проведении 26 марта 1992 г. несанкционированного митинга на площади Шохидон города Душанбе, послужили обвинения, высказанные на сессии Верховного Совета в адрес министра внутренних дел и арест председателя горисполкома столицы республики.

Основные требования митингующих сводились к отставке С. Кенджаева с поста Председателя Верховного Совета республики, роспуску парламента и проведению досрочных выборов депутатского корпуса на многопартийной основе. Социальной базой оппозиции стали беднейшие слои населения, возмущенные падением и без того низкого уровня жизни, отошедшие от активного труда ветераны, а также часть интеллигенции и студенчество. Значительную роль сыграла также деятельность религиозного крыла оппозиции, и прежде всего Исламская партия возрождения.

Решения сессии Верховного Совета Таджикистана по стабилизации обстановки в республике и уступки президента Р Набиева, удовлетворившего основные требования оппозиции, вызвали значительные разногласия среди населения, что явилось причиной дальнейшего осложнения обстановки и привело к расколу общества на две части.

Организованный в г. Душанбе на площади Озоди по инициативе правительства митинг в поддержку законной власти перерос в постоянное присутствие там большого количества митингующих (более 50 тыс. чел.), требующих восстановления С. Кенджаева на посту Председателя Верховного Совета, опубликования проекта Конституции, отставки главного духовного лица Казикалона, а также недопущения государственного переворота и создания в Таджикистане исламской республики.

В противовес этому, оппозиция главными требованиями выдвигала отставку президента и правительства, создание исламской республики, немедленное прекращение митинга на площади Озоди, отмену Указа Президента о назначении С. Кенджаева на должность председателя Комитета национальной безопасности.

В этих условиях руководство республики заняло жесткую позицию и на уступки не пошло. Более того, 3 апреля на чрезвычайной сессии Верховного Совета С. Кенджаев был восстановлен на посту Председателя Верховного Совета республики. Продолжилось формирование Национальной гвардии, в которую к тому времени уже было призвано около 700 чел., выдано оружие, боеприпасы и обмундирование.

Оппозиция в ответ на это возобновила формирование отрядов ополчения, в которых к тому времени насчитывалось уже около 20 тыс. чел. Начиналось противостояние, готовое перейти в вооруженное столкновение. В республике резко обозначился раскол общества по политическому, этническому и кланово-родовому признакам. Разжигались националистические и экстремистские настроения, в адрес военных выдвигались обвинения в кровопролитии, высказывались угрозы расправиться с военнослужащими и русскоязычным населением. Захватывались в качестве заложников офицеры, в том числе и для последующего их обмена на оружие. На воинские части совершались вооруженные нападения с целью завладения боевой техникой и вооружением. Насильственные акции противоборствующих группировок по отношению к военнослужащим и членам их семей вызывали в армейской среде крайне отрицательный резонанс и принуждали военнослужащих к ответным решительным действиям. Так, в ночь с 6 на 7, а также 10 мая 1992 г., неоднократные захваты военнослужащих в качестве заложников, убийство начальника тыла 201 мед, попытка штурма здания Комитета национальной безопасности Таджикистана, находящегося в непосредственной близости от расположения воинской части, фактически спровоцировали военных на вывод танков на улицы Душанбе для собственной зашиты.

В ряде районов возникали тяжелые бои между сторонниками Р. Набиева и оппозицией. В боях с обеих сторон использовались бронетехника, отобранная у милиции, и тяжелые орудия.

Конфликт по существу разрастался в широкомасштабную гражданскую войну. Развитие событий в Таджикистане грозило стать взрывоопасным для всего среднеазиатского региона с перспективой вмешательства внешних сил, прежде всего афганского и иранского происхождения. Наблюдалась активизация заброски на территорию республики оружия и боеприпасов, а также боевиков, специально подготовленных афганскими моджахедами. Только в течение июля — августа 1992 г. сотни боевиков предпринимали попытки проникновения в Таджикистан, более 400 из них с оружием прорывались через границу. Пограничникам все чаще приходилось сталкиваться с вооруженными группами нарушителей, действия которых всякий раз обеспечивались огневым прикрытием и поддержкой пособников с обеих сторон границы. Серьезную тревогу вызывали рост контрабанды наркотиков, значительная часть которых переправлялась в Россию и другие страны СНГ.

Основной очаг боевых действий противоборствующих группировок находился на территории Курган-Тюбинской области. В конфликте участвовали главным образом формирования выходцев из Куляба против выходцев из Гарма. Вооруженные столкновения происходили и в других районах республики. Ситуация усугублялась бандитскими действиями выпущенных из мест заключения вооруженных уголовников. Росту уголовных преступлений в Душанбе способствовало присутствие в городе незаконных вооруженных формирований, насчитывавших около 2—3 тыс. чел. В районе Нурекской ГЭС взорваны два моста, а персонал ГЭС насильно удерживался боевиками в качестве заложников. Продолжались нападения на воинские части с целью захвата оружия и боевой техники. Имели место случаи применения бронетехники против мирных жителей.

В соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в военной области от 25 мая 1993 г. и Соглашением Совета глав государств СНГ о коллективных силах по поддержанию мира и совместных мерах по их материально- техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. были созданы специальные коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли: 201-я мотострелковая дивизия со средствами усиления ВС РФ и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи: содействие нормализации обстановки на таджико-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в стране и создания условий для диалога между всеми сторонами о путях политического разрешения конфликта; обеспечение доставки и распределения чрезвычайной и иной гуманитарной помощи, создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания и охрана инфраструктуры народнохозяйственных и других жизненно важных объектов. Гражданская война в Таджикистане затянулась на длительное время и причинила значительный ущерб. Экономика оказалась в глубоком кризисе, парализован транспорт. В ряде районов республики начался голод.

Человеческие жертвы исчислялись тысячами, беженцев — сотнями тысяч.

В ходе столкновений с вооруженными группами нарушителей границы, выполнения задач миротворческой деятельности, а также в результате бандитских нападений на расположения воинских частей и учреждений, террористических актов и диверсий со стороны незаконных вооруженных формирований части и подразделения российской армии, пограничных войск и формирований службы безопасности потеряли убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 чел., в том числе части российской армии — 195 чел., пограничных войск — 104, службы безопасности — 3 чел. Внутренние войска МВД безвозвратных потерь не имели, однако в числе раненых, травмированных и заболевших учтено 86 чел.

Санитарные потери военнослужащих и лиц гражданского персонала составили 1583 чел., в т. ч. раненых, контуженых и травмированных — 384 чел., заболевших — 1199 чел.

В 1994 г. по инициативе России начались переговоры между правительством Таджикистана и Объединенной таджикской оппозицией, которые завершились подписанием в Москве 27 июня 1997 г. Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Соглашение положило конец гражданской войне, начался процесс межтаджикского мирного урегулирования. Россия является одним из гарантов этого процесса. Таджикистан постепенно перешел из «горячего» состояния в состояние политического урегулирования. Началась интеграция бывших вооруженных формирований оппозиции в силовые структуры, однако окончательное успокоение в военно-политической обстановки там происходило медленно.

Источник: Россия и СССР в войнах XX века. Книга потерь / Г. Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, П.Д. Буриков и др. — М.: Вече, 2010, стр. 584−588

Участники сражений
Борин Сергей Николаевич
Герой Российской Федерации
Смирнов Николай Валерьевич
Герой Российской Федерации
Чернявский Сергей Иванович
Герой Российской Федерации
Борисюк Сергей Константинович
Герой Российской Федерации
Все участники
Выберите ваш регион