Общественный проект
Приволжского федерального округа

Фомин Николай Иванович

Герой Советского Союза

Дата и место рождения
06.09.1921
с. Безлесное, Балашовский район, Саратовская область
Род войскВВС
Воинское звание и должность
Гвардии капитан
Командир звена 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного Полтавского Краснознаменного полка дальнего действия
Воинская часть7-я гвардейская авиационная дивизия 3-й гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия
Участие в сражениях
Титул и документ о присвоении
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за 259 боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество Фомину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4421).
Иные государственные награды
Два ордена Красного Знамени (18.08.1942, 28.08.1943),
два ордена Отечественной войны 1-й степени (37.12.1943, 11.03.1985),
три ордена Красной Звезды (26.10.1955, 29.04.1957, 22.02.1968),
орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975),
медаль «За оборону Ленинграда»,
медаль «За оборону Сталинграда»,
медаль «За победу над Японией»,
медаль «За взятие Кёнигсберга»,
другие медали.
Место проживанияг. Монино, Московская область
Дата и место выбытия / смерти
13.06.1988
Дата и место перезахоронения
Гарнизонное кладбище г. Монино Московской области.

Биография

Родился 6 сентября 1921 года в с. Безлесное Балашовского района Саратовской в семье крестьянина. Русский, член КПСС с 1944 года. После окончания средней школы в 1939 году добровольно поступил в военное авиационное училище.
С апреля 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задачи в глубоком тылу противника в интересах Верховного Главнокомандования, а также Ленинградского, Сталинградского, Западного, Прибалтийских, 1-го Белорусского и других фронтов.
В послевоенные годы окончил Краснознаменную Военно-Воздушную академию. Полковник, служил в Советской Армии.
Умер 13 июня 1988 года.

Сражения с участием героя

Подвиг героя

Летом 1942 года войсками Западного фронта были проведены наступательные операции в районе Ржева и на Брянском направлении.
Эти операции хотя и не дали желаемых результатов, тем не менее заставили гитлеровское командование перебросить в группу армий «Центр» 15 свежих дивизий из резерва и с других участков советско-германского фронта, предназначенных для отправки под Сталинград. В связи с активизацией боевых действий на центральном участке фронта особое значение для гитлеровцев имел смоленский железнодорожный узел. Сюда поступали пополнения из Германии, отсюда они шли на Ржев, Вязьму и Брянск. По данным нашей разведки, через Смоленск ежесуточно проходили десятки воинских эшелонов. Командованием авиации дальнего действия было принято решение нанести массированный удар по смоленскому железнодорожному узлу и вывести его из строя.
В ночь на 23 августа 1942 года в составе полка вылетел на это задание и экипаж гвардии старшего лейтенанта Фомина. Над Смоленском уже полыхали пожары, вызванные ранее отбомбившимися экипажами. По небу шарили десятки прожекторов. Над городом огненными всплесками рвались сотни зенитных снарядов.
Николай Фомин избрал в качестве цели стоявший на путях и освещенный п¬жаром железнодорожный эшелон и лег на боевой курс. Четко работал штурман, следил за воздухом и стрелок-радист. Все шло по намеченному плану, но вдруг машина непривычно вздрогнула, отскочила в сторону. Летчики почувствовали в кабине запах дыма: рядом разорвался снаряд. Винт с редуктором были срезаны крупным осколком, и правый мотор перестал работать. Фомин с трудом вернул машину на боевой курс. Бомбы были сброшены точно на цель. Отлично владея техникой пилотирования, Николай Фомин на одном моторе «тянул» сотни километров и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.
Одиннадцать боевых вылетов совершил Фомин в глубокий тыл противника. Он обрушивал свои бомбы на военные объекты Варшавы, Кенигсберга, Тильзита, Инстербурга, Бреста и Хельсинки.
Особенно трудными были боевые вылеты к партизанам Прибалтики летом 1944 года. Темнота, лесистая местность, низкая облачность и туманы, часто стоявшие в Прибалтике, затрудняли отыскание ночных ориентиров. Однако все шесть раз Фомин отлично справлялся с боевым заданием. Оружие, боеприпасы и продовольствие были сброшены точно в назначенные места.
Фомин отлично знал и грамотно эксплуатировал матчасть. Все боевые вылеты он совершил на одной машине. Его самолет был самым «старым» в полку: имел 700 часов налета и выработал четыре моторесурса. Несмотря на это, Фомин водил его на задания с полной бомбовой нагрузкой.

Государственные награды
Медаль «Золотая Звезда»
Знак отличия лиц, удостоенных звания «Героя Советского Союза»

Мероприятия по увековечению памяти

  • Мемориальная доска на здании МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева г.Балашова» Саратовской области.
  • Для обучающихся МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева г.Балашова» Саратовской области проводятся мероприятия, посвященные памяти и подвигу Героя.
Другие герои
Гареев Муса Гайсинович
Герой Советского Союза
Лычаков Степан Александрович
Герой Советского Союза
Ищенко Иван Митрофанович
Герой Советского Союза
Порфирьев Павел Порфирьевич
Полный кавалер ордена Славы
Все герои
Выберите ваш регион