Общественный проект
Приволжского федерального округа

Калинкин Борис Тихонович

Герой Советского Союза

Дата и место рождения
19.04.1913
с. Дубасово, Сокольская волость, Сердобский уезд, Саратовская губерния
Род войскАвиации
Воинское звание и должность
Капитан дальней авиации ВВС СССР
Второй пилот транспортного самолета авиационной группы особого назначения
Воинская часть1-й авиационный транспортный полк гражданского воздушного флота
Участие в сражениях
Титул и документ о присвоении
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за эвакуацию из вражеского окружения на военную базу Бари (Италия) Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито Калинкину Борису Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»(№ 3929).
Иные государственные награды
Народный герой Югославии (25 сентября 1944),
орден Народного героя (Югославия) (1944),
медаль «За оборону Кавказа».
Дата и место выбытия / смерти
10.06.1945
Дата и место перезахоронения
Ново-Девичье кладбище, Аллея Героев в г. Москве (участок 4, ряд 11).

Биография

Родился 19 апреля 1913 года в с. Дубасово, Сокольская волость, Сердобский уезд, Саратовская губерния (ныне Сердобский район, Пензенская область) в семье почтальона. Русский. В 1915 году семья Калинкиных переехала в посёлок Ртищево. В 1928 году окончил Ртищевскую семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате. По комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал лётчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолёта, а затем стал командиром звена. Член КПСС с 1941 года.
В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте.
В марте 1944 года  Калинкин Б.Т. выполнял правительственное задание в Каире.
С весны 1944 года выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии: доставлял оружие, боеприпасы, продовольствие.
10 июня 1945 года Борис Калинкин погиб в Германии вблизи города Нойбранденбурга во время автомобильной катастрофы. Расследование показало, что эта катастрофа была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена.

Сражения с участием героя

Подвиг героя

Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и высвободить резервы для отправки на Восточный фронт.
На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, имея целью захватить в плен маршала Тито и его ближайших соратников.
Утром 25 мая гитлеровцы выбросили в районе города Дрвара, где располагался штаб, крупный воздушный десант. На помощь десантникам были выдвинуты моторизованные и танковые части, нанесшие удар с фронта, который в то время проходил всего лишь в 50 километрах от города. В ходе ожесточенного боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику ценой огромных потерь удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы.
Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара. Однако гитлеровцы преследовали по пятам, опасность не миновала, и оставаться дальше в этом районе было рискованно. Югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.
Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолета, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Калинкин Б.Т. Приказ на вылет был передан по радио на нашу авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Погода была неблагоприятной: низкая облачность, сильный ветер. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трех тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. На-конец, сама посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров, располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Отважные летчики Шорников и Калинкин преодолели все эти трудности. Они отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Летчики взяли на борт 20 человек, в том числе маршала Тито и руководителей союзных военных миссий, и благополучно доставили их в Бари. В эту ночь отважный экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу остальных членов Верховного штаба.

Государственные награды
Медаль «Золотая Звезда»
Знак отличия лиц, удостоенных звания «Героя Советского Союза»

Мероприятия по увековечению памяти

  • Именем Героя названа улица в г. Ртищево, Саратовской области.
  • Мемориальная доска установлена: на здании МОУ «СОШ № 97 г. Саратова»; на здании МОУ ДОД «Дом детского творчества «Гармония» г. Ртищево, Саратовской области.
  • Портрет Калинкину Б.Т. размещён на площади (мемориал воинской Славы) г. Ртищево, Саратовской области.
Другие герои
Гранкин Иван Иванович
Герой Советского Союза
Никин Семён Иванович
Герой Советского Союза
Фурс Павел Михайлович
Герой Советского Союза
Поляков Иван Кузьмич
Герой Советского Союза
Все герои
Выберите ваш регион